Основа профессионального образования — практика

Основа профессионального образования — практика

ImageРассказ о сложности подбора линейного персонала для гостиниц, недостаточной подготовке выпускников профильных учебных заведений — непременная часть интервью топ-менеджеров предприятий гостеприимства. Представители сетевых отелей также говорят о стойкости общественного стереотипа «обслуживать людей — непрестижно» — особенно это характерно для России. Для полноты безрадостной картины стоит прибавить еще и сведения статистики: даже в крупных отелях в течение года меняется порядка 70% штата горничных и администраторов. Вместе с тем, в Москве существует учебное заведение, специализирующееся именно на подготовке линейного персонала, выпускникам которого гарантирована работа в ведущих отелях столицы: «Национале», «Балчуг Кемпински», «Метрополе», Renaissance Moscow Hotel и других. Опытом успешной подготовки специалистов-практиков для индустрии гостеприимства, создания положительного образа профессии делится Наталья СЕДОВА, директор колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» № 37.

— Наталья Николаевна, достаточна ли подготовка, которую получают выпускники колледжа, для работы в отеле? Не приходится ли осуществлять переподготовку за счет предприятия?

— На мой взгляд, вполне достаточна, поскольку наш колледж дает практико-ориентированную подготовку: начиная со второго курса, студенты учатся в режиме «неделя теории — неделя практики». То есть еще во время учебы у студентов есть возможность работать в ведущих гостиницах и ресторанах, среди которых такие известные бренды, как «Националь», «Балчуг Кемпински», «Метрополь», Renaissance. Тесное взаимодействие с базовыми предприятиями отрасли, ведущими гостиничными комплексами очень помогает в подготовке будущих специалистов: за полтора года до окончания колледжа студенты успевают постичь все тонкости работы пройти все ступени карьеры управленца среднего звена гостиницы или ресторана. 

— Пожалуйста, несколько слов об организации практики студентов. Некоторые ваши коллеги говорят, что договориться о сотрудничестве с отелями и ресторанами удается не всегда…

Наша «ниша» — линейный персонал гостиниц и ресторанов. Колледж готовит выпускников по специальностям «Технология продукции общественного питания» (квалификация выпускника — технолог), «Организация обслуживания в общественном питании» (квалификация — менеджер ресторана), «Гостиничный сервис» (квалификация — менеджер гостиницы). Студенты начинают работать с таких начальных позиций, как официант, бармен, горничная и растут в профессиональном и карьерном плане постепенно, получая одновременно практическую и теоретическую подготовку. Более того: практика составляет 40% учебной нагрузки в нашем колледже. А многие учебные заведения пытаются сразу трудоустроить готовых менеджеров и, по вполне понятным причинам, не находят понимания со стороны бизнеса.

— По сути, Вы сохранили систему целевого распределения выпускников профильных учебных заведений, существовавшую в Советском Союзе (в то время колледж готовил кадры для предприятий Госкоминтуриста. — Прим. ред.)?

— Верно. Мы от нее особо не отходили, правда, сейчас перечень наших базовых предприятий значительно расширился. Но и сегодня в договоре, заключаемом со студентом, обозначено: студент проходит практику и место практики предоставляется колледжем. Мы достаточно жестко это регламентируем. Есть базовые предприятия, с которыми у нас заключены прямые договора — на них и осуществляется практика студентов, и, как правило, на этих же предприятиях выпускники остаются в дальнейшем работать. Наш учредитель, департамент образования города Москвы, обязывает нас отчитываться по каждому студенту: кому и куда удалось трудоустроиться. Таким образом, студент нашего колледжа может быть уверен: по окончании обучения ему предложат несколько вакансий от ведущих предприятий отрасли.

— Не секрет, что большинству профильных учебных заведений индустрии гостеприимства не хватает преподавателей-практиков. Как вам удается их привлекать?

— Помимо договора о практике студентов, со всеми нашими базовыми предприятиями заключен договор о социальном партнерстве в области подготовки кадров. Этот договор, в частности, предполагает совершенствование содержания преподаваемых в нашем колледже дисциплин. Мы привлекаем специалистов из отелей и ресторанов к лицензированию наших учебных программ по специальностям, приглашаем в качестве независимых экспертов на итоговую государственную аттестацию, привлекаем к рецензированию выпускных дипломных работ. То есть у нас налажена постоянная обратная связь с профессионалами отрасли. Более того, специалисты из ведущих отелей и ресторанов Москвы проводят на базе колледжа практические семинары, мастер-классы, обзорные лекции. По специальности «Гостиничный сервис» у нас ежегодно проходят семинары профессионалов из «Балчуг Кемпински», «Националя», Renaissance Moscow Hotel. В прошлом году в колледже состоялись мастер-классы более десяти шеф-поваров. Весь этот комплекс факторов дает нам основание утверждать: мы готовим достаточно востребованных молодых специалистов, на практику и постоянную работу их берут с удовольствием. Уже на третьем курсе в адрес колледжа приходят письма с просьбой предоставить гибкий график обучения для того или иного студента, поскольку появилась штатная единица и у студента есть возможность ее занять. Так что мы сталкиваемся, скорее, с другой проблемой: в колледже обучаются всего 660 человек, и мы не можем удовлетворить все поступающие заявки на практику и трудоустройство.

— Сложно ли привлечь первых лиц гостиниц и ресторанов к участию в учебном процессе?

Непросто. Но в большинстве случаев нам идут навстречу благодаря личным контактам.

— Помимо профессиональной подготовки, для работы в сфере услуг важны личные качества. Какие, на ваш взгляд?

Профессионализм — вот главное качество любого специалиста. Вместе с тем, необходимым в работе навыкам можно научить, в конце концов, «дошлифовать» специалиста уже на рабочем месте. Поэтому на первый план выходит культура общения, общая образованность и кругозор человека и, конечно, владение иностранными языками. Вот три, на мой взгляд, важнейшие составляющие. Люди, которые обладают этими качествами, очень быстро продвигаются к намеченным профессиональным и карьерным высотам, и мы являемся тому свидетелями.

— Например?

— Генеральный директор одного из самых модных и престижных ресторанов в Москве «Кафе Пушкинъ» Николай Грибов — наш выпускник, шеф-кондитер отеля «Метрополь» Софья Сабирова — наша выпускница, Александр Селезнев, известный в Москве кондитер, который открыл собственный кондитерский дом получил образование у нас. На первом этаже колледжа у нас своеобразная выставка: представлены фотографии выдающихся выпускников — на их примерах мы и воспитываем студентов. Ведь люди, которые приходят в нашу отрасль, как правило, уже нацелены на гостеприимство, на работу с людьми, но научить этому без некой личностной составляющий, наверное, невозможно.

— Сказывается ли личностная составляющая на повышении уровня языковой подготовки студентов?

Конечно. Во-первых, наши преподаватели по иностранным языкам многие учебные пособия подготовили сами с учетом профессиональной лексики для всех трех наших специальностей: и для гостиничников, и для технологов, и для менеджеров ресторана. Другое дело, что не все студенты приходят из школ с достаточным уровнем языковой подготовки, и далеко не все хорошо мотивированы на серьезную работу. Ведь что такое изучение языка? Это каждодневный труд. Поэтому мы стараемся во время проведения мастер-классов с сотрудниками и руководителями отелей затрагивать и эту тему. Например, у нас проводил мастер-класс шеф-повар из «Балчуг Кемпински» Роланд Хольцер. Я задала ему вопрос: «Роланд, на скольких иностранных языках вы говорите?». Он ответил: «На пяти». Одно дело, когда преподаватель в аудитории говорит студентам, мол, надо учить иностранный язык, это залог вашей успешной работы, и совсем другое — личный пример молодого человека, который владеет несколькими иностранными языками и сделал блестящую карьеру.

Усиливают мотивацию и практика в отелях, где большая часть гостей — иностранцы, и зарубежные стажировки (у нас налажены партнерские отношения с предприятиями Германии, Италии, Франции). И тем не менее, к сожалению, не могу сказать, что все наши выпускники выходят со свободным знанием иностранного языка. В этом направлении у нас есть над чем работать.

— Что необходимо, на ваш взгляд, предпринять, чтобы организовать полноценную подготовку специалистов индустрии гостеприимства не только в Царицынском колледже, но и других учебных заведениях?

— Если говорить только о Москве, мне кажется, что здесь уже никак не обойтись без полноценной гостиничной школы. В столице до сих пор нет гостиничной школы, построенной по специальному проекту. А, например, любая гостиничная школа Европы — здание, специально спроектированное для целей подготовки кадров индустрии гостеприимства. Нынешней весной мы посетили маленький городок Туке на севере Франции, на берегу пролива Ла-Манш, по приглашению мэра города. Удивительно, но в городе с пятью тысячами жителей самым высоким зданием оказалась школа гостиничного бизнеса. В дальнейшем наше удивление росло: если у нас в колледже одна технологическая лаборатория, то в «гостеприимной» школе Туке таких шесть. У нас есть тренинговые ресторанные залы, а у них при школе пять реально действующих ресторанов, где гостей обслуживают студенты школы. И самое интересное: директор школы показал нам утвержденный макет по реконструкции и расширению этого учебного заведения. Представьте себе: в городе всего пять тысяч коренных жителей, но в высокий сезон за счет притока туристов численность населения города увеличивается до 100 тысяч, в 20 раз! С учетом этого факта город Туке и построил такую гостиничную школу. По-моему, Москве просто стыдно обходиться без подобного учебного заведения. Конечно, для решения проблемы в масштабах столицы таких школ должно быть несколько, не говоря уже о масштабах страны. Тем не менее, необходимо с чего-то начать!

— Создание положительного образа сотрудника сферы услуг, повышение престижа профессии — тоже задача профильного образования. Ее вам удается решить?

— Скорее, решать: невозможно повысить престиж в глазах всех и сразу, раз и навсегда. И для решения этой задачи очень важны прямые контакты студенчества с первыми лицами отрасли. Так, один-два раза в месяц в колледже проходят мастер-классы. К нам прилетали шеф-повара из США, Швейцарии, Франции, Германии, Италии — и эти встречи всегда оставляли у ребят неизгладимое впечатление. Кстати, как показывает опыт, руководителям такого ранга встречи со студентами тоже очень важны.

В немалой степени профессиональная гордость и достоинство формируются корпоративной культурой. Поскольку базовые предприятия колледжа — структуры, известные жесткими стандартами, мы стараемся обучать студентов в среде внутренней корпоративной культуры колледжа. На наш взгляд, выпускник колледжа «Царицино» — это уже известный бренд. Символика, девиз, герб колледжа созданы специально для укрепления корпоративной культуры. И это тоже воспитывает студентов: если молодой человек сумел ощутить себя частью учебного заведения, ему будет легче работать в рамках корпоративной культуры известных российских и сетевых отелей.

ProОтель №4, октябрь 2007 г.

Комментариев еще нет

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите несложную задачку *