Кому принадлежат столичные отели?

Кому принадлежат столичные отели?

Кому принадлежат столичные отели?

Сегодня строительству отелей столичные власти уделяют особое внимание. Но кто будет управлять вновь построенными гостиницами? И какова ситуация на гостиничном рынке сегодня?

Только в 2006 году в Москве свои двери для посетителей открыли 15 новых гостиниц — это положило начало активному строительству отелей в Москве. Производят впечатление масштабные планы московского правительства, которые предусматривают возведение 248 новых отелей на территории города до 2010 года. В 2007 году запланировано строительство 50 гостиничных комплексов. В обозримом будущем город получит еще 3 гостиницы верхнего сегмента под управлением крупных мировых операторов — в Москву «вернутся» «Ленинградская», «Минск» и «Москва». Первая будет реконструирована без существенных вмешательств, вторая построена по новому проекту как многофункциональный комплекс, ну а третью возведут заново.

Первые в последнем ряду

Сегодня в Москве среди управляющих компаний подавляющее большинство составляют западные операторы. Лидером по объему номерного фонда также является западный бренд Holiday Inn, который вместе с Crown Plaza входит в состав Intercontinental. Имеющийся перевес еще более усилится после окончания реконструкции гостиницы «Россия» с ее колоссальными объемами номерного фонда, так как с большой долей вероятности ее оператором станет западная управляющая компания. Что касается российских операторов, в основном они работают в регионах в сегменте 3*. В отличие от регионального рынка (в том числе от ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге, где работает довольно много отечественных управляющих компаний), в столице гостиницами управляют в основном иностранные операторы. Впрочем, по мнению участников рынка, западные сети скоро активно пойдут и на питерский рынок, поскольку поток иностранных туристов, которым интересны прежде всего мировые гостиничные бренды, в Санкт-Петербурге растет с каждым годом. Такой точки зрения придерживаются специалисты гостиничных проектов банка «Российский кредит». Данная ситуация типична для рынка в целом. Если взять, например, Санкт-Петербург или другие города-миллионники, то видно, что из шести отелей один либо уже под западным брендом, либо в стадии переговоров.

С точки зрения специалистов компании HELIOPARK Group, можно выделить несколько причин преобладания в Москве западных операторов над российскими. Во-первых, объективное недоверие к российским компаниям, опыт работы которых в сегменте 4—5* (в Москве большинство отелей именно данной категории управляется зарубежными операторами) невелик или вовсе отсутствует. Во-вторых, у зарубежных операторов более развита система продаж за пределами России. В-третьих, многие отели работают по договорам франшизы, в то время как у российских операторов данный вид контракта широко не используется.

Кроме того, говорит Сергей Тарасов, руководитель департамента маркетинга и стандартов бренда HELI0PARK Group, «Москва ежегодно принимает порядка 3,5 млн въездных туристов, 80% которых ориентируются на знакомые проверенные бренды. Таким образом, известный на Западе бренд является значительной составляющей финансового успеха проекта. Такой популярности также способствует многолетний опыт работы на рынке, высокие, подтвержденные международной практикой сетевые стандарты. С учетом высокой стоимости столичной земли и сложности получения площадки под строительство желание собственника снизить риски можно понять».

С ним согласен директор по развитию консалтинговой компании 4Rent Estate Сергей Храмов: «В Москве активно развивается деловой туризм. Бизнес-туристы (как иностранные, так и российские) предпочитают останавливаться в столичных отелях категории 5* с западным менеджментом. Основная причина — высокий уровень сервиса, который, к сожалению, пока нечасто можно встретить у отечественных управляющих компаний, работающих в гостиничном секторе рынка. Именно этот фактор — традиционно высокое качество обслуживания — в значительной степени влияет на передачу гостиниц в управление иностранцам, так как зарубежные гости, составляющие 70% от всего числа туристов, предпочитают привычные мировые бренды».

Разумеется, говорить о том, что российские управляющие компании вообще не представлены на столичном рынке, неверно. Не будем сгущать краски и обратимся к примерам успешного управления отечественными компаниями. Ведущими российскими операторами являются HELIOPARK Group, «Амакс», «Интурист» и «Азимут».

Так, российская гостиничная сеть HELIOPARK Hotels&Resorts располагает на сегодняшний день 11 отелями на территории России и Украины, при этом Москва является приоритетным городом в развитии сети. В планы компании входит расширение своего присутствия на рынке столицы, и в течение ближайших лет планируется открыть несколько отелей в Москве под брендом HELIOPARK. Интерес представляют и планы компании «Интеко», касающиеся создания национальной гостиничной сети, включающей в себя более 10 отелей разной звездности.

Почем оператор?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, поскольку условия договора конфиденциальны. Как правило, вознаграждение управляющей компании составляет в среднем 25—30% от оборота.

Можно говорить уже и о том, что в последнее время появилась тенденция отказа от услуг западной управляющей компании: новые отели платят только франшизу, не привлекая к управлению иностранный менеджмент. Такое развитие событий вполне оправданно, считают участники рынка. Российские компании перенимают зарубежный опыт, приобретают свой собственный и понимают, что могут самостоятельно управлять отелями. К тому же такой вариант позволяет существенно сократить издержки на услуги западных УК, совокупная стоимость которых равна примерно $3 млн в год.

Действительно, услуги западных управляющих обходятся в значительную сумму. Зарплата западного управляющего составляет (в зависимости от категории отеля) от $5 до 50 тыс. Кроме того, он получает солидный компенсационный пакет. Два раза в год управляющий может вылететь домой; в России ему предоставляется машина с водителем, бесплатное питание в любом ресторане гостиницы. Несколько иначе видят проблему в банке «Российский кредит»: привлечение любой управляющей компании требует не более 10—20% от оборота. Это определяет рынок. Данные значения примерно одинаковы как для сильных западных компаний, так и для российских. Разница в вознаграждениях имеется, однако она незначительна и чаще всего диктуется разными аппетитами головных офисов российских и зарубежных компаний. Проблема в том, что сильных отечественных операторов на рынке пока, к сожалению нет.

Что в будущем?

Что же касается дальнейшего развития гостиничного рынка, то, несмотря на успешную работу ряда отечественных операторов, эксперты уверенно прогнозируют дальнейшую экспансию именно западных сетей в Россию, и не в последнюю очередь — в Москву и Санкт-Петербург. Согласно некоторым высказываниям, в обозримом будущем присутствие международных гостиничных сетей увеличится. О своих планах по выходу на рынок Москвы уже заявили Ritz-Carlton Four Seasons. Также вероятно изменение ситуации в среднем ценовом сегменте. Если российские девелоперы будут строить недорогие трехзвездочные гостиницы, то западные компании не откажутся от управления ИМИ. Например, у Best Western есть планы по управлению несколькими отелям категории 3* в российской столице. Есть и другие мнения, говорящие о том, что сегодня сложно однозначно ответить на этот вопрос, потом что гостиничный рынок в России очень неустойчив и неоднозначен. По последним данным, гостиницы Москвы признаны самыми дорогими в Европе. Этот факт дает основание полагать, что, несмотря на высокие цен на номера гостиничных комплексов, спрос все же растет. Поэтому очевидно, что данный сегмент рынка буде очень привлекателен для западных управляющих компаний, которые уж пришли на российский рынок, и для тех, которые только планируют свой приход.

Управляющие компании крупнейших московских отелей
Ararat Park Hyatt Hyatt International
Baltschug Kempinski Kempinski Hotels&Resorts
Golden Ring Управление делами Президента РФ
Marriott Grand Hotel Interstate Hotels&Resorts
Marriott Royal Aurora Hotel Interstate Hotels&Resorts
Metropol Bass
Swissotel Krasnye Holmy Swissotel Hotels&Resorts
Le Royal Meridien National Starwood Hotels&Resorts
Sheratone Palace Hotel Starwood Hotels&Resorts
Savoy Small Luxury Hotels of the World

Сергей Тарасов руководитель департамента маркетинга и стандартов бренда HELIOPARK Group:

— В ближайшее время в высшем сегменте российские УК вряд ли смогут состязаться с западными операторами, чьи стандарты выверены опытом и международной практикой, а история насчитывает десятки лет. По нашим прогнозам, в городах-миллионниках (в том числе в обеих столицах) западные управляющие компании будут формировать основной объем операторов в категории 4—5*. Российские же операторы займут недооцененный до сих пор сегмент 3*, который во всем мире считается наиболее стабильным. Это приведет к качественным изменениям рынка гостеприимства и таким образом спровоцирует коррекцию цен и снижение доходности западных УК, в настоящее время имеющих сверхприбыль. Учитывая тот факт, что в России насчитывается около 5 тыс. гостиниц (включая советские, перестроенные и новые), что само по себе явно недостаточно для такой огромной страны, и только около 100 из них привлекли управляющую компанию, можно говорить о колоссальных перспективах развития этого рынка.

Мир&Дом, №7/2007
Image

Комментариев еще нет

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите несложную задачку *