Как запустить малую гостиницу?

Как запустить малую гостиницу?

ImageИнтерес инвесторов к малому гостиничному бизнесу растет. Но, поскольку окупаемость и прибыльность объекта закладывается на стадии проектирования, большинство не решается осуществить бизнес-план самостоятельно, а обращается за помощью к компаниям, специализирующимся на строительстве малых гостиниц и на управлении ими. О том, какой комплекс услуг включает старт-менеджмент отеля (то есть создание бизнеса «с нуля»), в чем особенности запуска малой гостиницы и каковы функции управляющей компании, рассказывает Людмила КОРОЛЕВА, генеральный директор ООО «Вела Инвест».

Функции управляющей компании

I. Старт-менеджмент
II. Гостиничный оперейтинг; управление или консалтинг

I. Старт-менеджмент включает:

1. Определение концепции будущего отеля.

Проведя маркетинговые исследования, представители управляющей компании вместе с инвесторами выбирают формат объекта: бизнес-отель, гостиница туристского класса, бутик-отель, апарт-отель… В результате обсуждений рождается окончательный вариант концепции: например, бизнес-отель для клиентов, принадлежащих к среднему классу.

2. Определение стилистики отеля, предполагаемого уровня услуг («звездности») и ценовой политики.

От заложенного в проекте уровня услуг и запланированной сметной стоимости будет зависеть комплексное оснащение гостиницы.

3. Дизайн-проект.

Разработка дизайн-проекта делится на три этапа: планировочные, стилевые и технологические решения. Далее идет декорирование интерьера.

Планировочные решения.

На этом этапе осуществляются следующие виды работ: изучение особенностей объекта проектирования; зонирование; составление планировочных схем.

По мере выполнения перечисленных задач с инвестором согласуются и утверждаются планировка помещений, схема возведения перегородок, план расстановки мебели и оборудования, экспликация помещений.

Стилевые решения.

На данном этапе производятся объемное моделирование помещений (по желанию инвестора) и подготовка графических и цвето-фактурных вариантов художественного решения. В результате согласований появляютя окончательные эскизы (развертки) и колеровочная таблица.

Технологические решения.

Это заключительная стадия создания дизайн-проекта, включающая разработку плана электрики, принципиальной схемы водоснабжения и канализации, принципиальной схемы кондиционирования и вентиляции, схемы раскладки плитки, эскизных чертежей конструкций, архитектурных элементов оформления.

Согласуются и принимаются такие документы, как план полов, принципиальная схема разреза полов, план потолков, принципиальная схема разреза потолков, план размещения светильников и распределения линий по выключателям, план размещения розеток силовых и слаботочных сетей, схема разверток стен и размещения конструктивных элементов, схема разводки водоснабжения и канализации, принципиальная схема кондиционирования и вентиляции, сводная карта отделки, карта подбора мебели, спецификация на двери и фурнитуру.

Декорирование интерьера.

После утверждения всех документов дизайнер, ведущий проект, приступает к этапу декорирования интерьера. Осуществляется подбор мебели и оборудования, отделочных материалов и аксессуаров, светильников, живописи и других интерьеров помещения. Подписываются договоры с поставщиками.

Все элементы оснащения приобретаются на основании спецификации, подготовленной управляющей компанией. Договор с каждым из поставщиков заключается на базе принятой концепции, дизайна, колористического решения и утвержденной спецификации, в которой обозначены все комплектующие для гостиницы — от отделочных материалов и мебели до аксессуаров индивидуального пользования.

Если малая, значит, дизайн нестандартен

Основные особенности старт-менеджмента малой гостиницы следует искать именно в области дизайн-проекта и декоративного решения. Здесь больше возможностей воплотить задуманное инвестором в реальность. Так, четыре года назад мы открывали маленькую частную гостиницу. Все 15 ее номеров имеют свои названия и не похожи друг на друга. По категории они делятся на «студии» и стандартные однокомнатные, по площади и комплектации соответствуют существующим нормативам, но различаются по цветовой гамме, предметам интерьера и аксессуарам (например, один оформлен стиле Сальвадора Дали). В качестве примеров нестандартных дизайнерских решений можно привести московский бутик-отель «Golden Applе» или гостиницу «Акварель» в центре столицы.

Естественно, подобные проекты нереально воплотить при большом формате объекта — в первую очередь из-за значительного увеличения сметной стоимости. Индивидуальность стоит дорого.

4. Авторский надзор за проведением проектно-монтажных и отделочных работ (по желанию инвестора).

Авторский надзор осуществляется в процессе строительно-монтажных и отделочных работ и заканчивается лишь тогда, когда гостиница полностью укомплектована. Это очень сложный и ответственный этап, поскольку любые отклонения фактических размеров от проектных и недобросовестное отношение строителей к требованиям качества могут повлечь за собой увеличение сроков выполнения заказа, изменения в дизайн-проекте и комплектации. Нужно ежедневно посещать объект, чтобы контролировать ход работ и сократить до минимума строительные огрехи.

5. Подбор персонала.

Этот этап старт-менеджмента начинается после выбора инвестором формы управления гостиницей. Если инвестор нанимает известную иностранную управляющую компанию или идет на франшизу, наши функции по старт-менеджменту завершаются. В отель приходят новые люди со своими стандартами и своим брендом, следовательно, подбор и обучение персонала становятся их прерогативой. Когда предпочтение отдается независимому управлению или приглашается та же фирма, которая осуществляла старт-менеджмент, именно она прописывает профессиональные стандарты для данного предприятия и на их основании подбирает и обучает персонал.

Первые шаги по подбору сотрудников малой гостиницы — анкетирование, тестирование — совершаются обычно в период окончания отделочных работ.

6. Создание профессиональных стандартов

Стандарты разрабатываются по желанию инвестора непосредственно «под гостиницу», с учетом всех ее специфических черт. Основные грани индивидуальности малой гостиницы:

1) Специфика оснащения и оборудования.

Исходя из особенностей дизайна определяем, где будут разложены аксессуары, каким образом будет застилаться постель, развешиваться полотенца в ванной комнате… Для каждой вещи нужно найти свое место, которое, во-первых, обеспечит удобство ее использования, а во-вторых, не нарушит общего стилевого решения номера. Описание стандартов оснащения сопровождается фотоизображениями, помогающими персоналу прежде всего в период обучения.

2) Руководства для каждой категории персонала и каждого участка работ.

Например, в малой гостинице в службе размещения дежурит в смену один администратор, который отвечает за несколько видов деятельности: обеспечивает заселение клиентов, производит расчеты при выезде, оформляет паспорта, заказывает билеты, бронирует номера и т. д. В крупном отеле этими направлениями занимаются разные администраторы. Соответственно, если в большой гостинице стандарт и технология пишутся для сотрудников каждого участка, то в малой они разрабатываются с учетом всех задач, выполняемых одним администратором службы приема.

7. Обучение и тренинг персонала

Когда стандарты утверждены и персонал набран, мы приступаем к обучению. Отказываться от него не следует даже администраторам, уже имеющим опыт работы в сфере гостеприимства. От освоения необходимых правил и норм мы переходим к стандартам и технологии для каждой категории сотрудников. Для горничных проводятся специальные тренинги: как комплектовать тележку для уборки, застилать постель, убирать ванную комнату, раскладывать аксессуары.

Выбор компании — старт-менеджера: советы инвестору

1. Основное требование инвестора к компании, претендующей на роль старт-менеджера будущей гостиницы, — наличие соответствующего опыта и хорошей репутации. Чаще всего инвестор предпочитает увидеть собственными глазами готовые или строящиеся объекты, где работала или работает компания. После того как он определился с выбором, пишется техническое задание на проведение работ по старт-менеджменту. В задании указываются количество номеров и их категория, определяются общественные и служебные зоны, стиль художественного оформления интерьера, цветовые предпочтения, качество и цвет мебели и т. д.

2. На мой взгляд, процедуры по сопровождению проектирования, строительства и комплексного оснащения гостиницы лучше доверить одной профессиональной фирме, которая изучила все необходимые СНиПы, стандарты, правила и другие требования, предъявляемые к гостиницам, и в период проведения строительно-монтажных и отделочных работ будет четко и грамотно осуществлять контроль за их качеством. Профессионалы, знающие все о комплектации гостиницы, закажут нужное количество «правильного» белья и аксессуаров, проследят за поставками оборудования и мебели, помогут инвестору в решении проблемных ситуаций или решат их сами.

3. Полагаю, инвесторы должны больше доверять российским компаниям, уже имеющим достаточный опыт старт-менеджмента и выполняющим эту работу на достойном уровне и за разумную цену.

4. Оптимальный вариант управления новой гостиницей — поручить его той же компании, которая осуществляла старт-менеджмент. Собственно управление делится на два этапа: первый — подготовка к эксплуатации, второй — обеспечение эксплуатации отеля и максимального объема продаж, выполнение заявленных стандартов качества услуг, поддержание имиджа предприятия, а также управление кадрами. Кроме того, старт-менеджер может сотрудничать с инвестором как консультант — например, контролировать работу персонала или осуществлять подготовку гостиницы к классификации.

Справка об авторе

Людмила КОРОЛЕВА активно работает в сфере малых гостиниц с 1993 года. Профессиональное образование: Высшая коммерческая школа Госкоминтуриста, Московский институт международного бизнеса при Всероссийской академии внешней торговли, стажировки в Югославии (Школа по туризму и гостеприимству), Дании (сеть отелей «Best Western», тема — «Организация управления малыми гостинцами»).

Первые проекты ООО «Вела Инвест» — старт-менеджмент и управление малой гостиницей «Паллада» (Москва), старт-менеджмент ведомственной гостиницы Мострансгаза. Затем портфолио компании пополнили пять малых гостиниц в Омске, Орске, Белгороде, в Подмосковье (отель «Новый берег»). В настоящее время «Вела Инвест» готовит к сдаче в эксплуатацию гостиницу «Ассамблея Никитская» (Москва), в ближайших планах — запуск двух гостиниц в Москве и Тверской области.

Особое мнение

Алексей МУСАКИН, генеральный директор отеля «Shelfort» и «Центра развития малых отелей», сопредседатель «The Hotels Club» (Санкт-Петербург):

— С моей точки зрения, обращаться к услугам управляющей компании целесообразно, если объем номерного фонда превышает 10—12 единиц. В небольшой гостинице на 5—6 номеров чистой прибыли в месяц — пара тысяч долларов, здесь даже управляющего приглашать нет смысла: его функции берет на себя хозяин. Впрочем, на слуху и другие примеры. Среди средств размещения, принадлежащих разным владельцам и управляемых компанией «Valka-групп», есть отель «Эрмитаж», где всего четыре номера. Но «Эрмитаж» — заведение дорогое, высокого класса.

Консалтинг востребован больше, чем полное управление объектом. Так, у «Центра развития малых отелей» в консалтинг-управлении находится несколько гостиниц. А в полном управлении — отель «Shelfort» бизнес-класса, плюс планируется открытие второго отеля — эконом-класса. Это удобно для корпоративных клиентов: можно будет организовать проживание менеджеров и специалистов фирмы в гостиницах одной марки, расположенных по соседству. С другой стороны, это выгодно управляющей компании и инвесторам: оптимизируются затраты на управление, поскольку оба объекта имеют общую бухгалтерию и общую хозяйственную службу.

ProОтель №2, июнь 2007

Комментариев еще нет

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите несложную задачку *