Как оценить емкость гостиничного рынка региона?

Как оценить емкость гостиничного рынка региона?

По числу заявленных громких проектов гостиничный сектор давно обогнал другие сегменты рынка коммерческой недвижимости. Дефицит отелей наблюдается в любом регионе, а основу номерного фонда составляют гостиницы, построенные в советское время и не поддающиеся никакой классификации. Но оценить емкость регионального рынка не так просто.

Ставка на бизнес

«Когда в Нижнем Тагиле проходит выставка оружия, там даже все „курятники“ забиты, — рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. — Конечно, можно понастроить гостиниц, но что делать с ними в остальное время, не понятно». Проблема заполняемости отелей может встать и в Сочи. «Олимпиада будет всего два месяца, не понятно, что делать с гостиницами потом, да и до Олимпиады они не будут очень доходны», — рассуждает директор по развитию бизнеса сети отелей «Азимут» Михаил Фельдман.

Наиболее просто можно оценить необходимый городу объем номерного фонда в промышленных городах, особенно когда речь идет об отелях для бизнес-постояльцев. «Эти регионы не имеют ярко выраженной сезонности, — объясняет гендиректор «Гост отель менеджмент» Сергей Колесников. «Например, население Тюмени составляет всего 500 тыс. человек, но постоянно присутствует поток бизнес-туристов, что связано с нефтяной и газовой промышленностью, — говорит руководитель департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова. — Этот город обладает огромным потенциалом для строительства гостиниц».

Крупные мегаполисы и города с высоким уровнем дохода сегодня привлекают и международных операторов. В частности, Rezidor SAS открыл отель Park Inn в Екатеринбурге. В зону интересов компании Ibis входят Екатеринбург и Новосибирск. Cendant Group — гостиничные сети Ramada, Days Inn — также осваивает Тюмень, Тагил и Каменск-Уральский. «Безусловно, размеры города и бизнес-активность региона влияют на решение о строительстве отеля, конечно, предпочтение отдается городам-миллионникам, — рассказывает вице-президент Heliopark Group Дмитрий Степаненко. — Но там свои проблемы: выше стоимость земли, не хватает свободных площадок, тяжелее процесс согласований». При этом, замечает он, сроки окупаемости отелей при грамотной эксплуатации и в Москве, и в регионах не сильно различаются. «Конечно, стоимость проживания в небольших городах ниже, но ведь стоимость земли и строительства дешевле».

Правда, как правило, в небольших городах туристические потоки составляют не бизнес-клиенты, а отдыхающие. Оценить такой поток гораздо сложнее. Туризм может иметь несколько направлений — лечебно-оздоровительный, экологический, познавательный или развлекательный, уточняет гендиректор компании Avant Group Андрей Канорский. В наиболее выигрышном положении находятся приморские города. «Конечно, близость к морю далеко не всегда гарантирует большой наплыв отдыхающих, — говорит директор ИСК „Модус“ Юрий Никитенко. — В крупных портах море грязное, тогда как отдыхающие предпочитают маленькие, но уютные городки». После того как стало известно, что Олимпиада 2014 года будет проходить в Сочи, туроператоры отметили резкий всплеск интереса к другим приморским городам. Например, в Геленджике, по оценкам экспертов, уже в этом сезоне поток туристов должен вырасти на 15%. Причин этому несколько. Во-первых, в сочинских отелях цены на проживание с прошлого года выросли в среднем на 25%, а кроме того, далеко не всем кажется привлекательной перспектива отдыхать «на большой строительной площадке, в которую превращается Сочи».

Газификация

Чистое море и свежий воздух — это далеко не все, что нужно для реализации курортного гостиничного проекта. Как замечает Андрей Канорский, такие факторы, как транспортная доступность, наличие инженерной инфраструктуры, являются критичными для развития туризма. В качестве примера он приводит курорты Светлогорск и Зеленогорск, расположенные на побережье Балтийского моря. В Калининградском регионе проблема с газом огромна. «Они целиком зависят от реализации целевых региональных программ по газификации, — говорит господин Канорский. — И при их невыполнении развивать рекреационную зону Балтийского побережья будет гораздо сложнее».

Сегодня этот регион практически не освоен. «Хотя географическое положение и статус Калининградской области, близость к центрам европейского туризма делают этот рынок очень перспективным, — замечает Дмитрий Степаненко. — Спрос на номера в отелях города ежегодно растет на 12,5%». Сегодня же, несмотря на местоположение и близость моря, город посещают всего около 400 тыс. туристов, из которых иностранцы составляют лишь 25%. При этом средняя продолжительность пребывания россиян — 10—14 дней, а европейцев — всего 2—3 дня. К тому же в эту статистику попадают и бизнес-туристы. Всего доход от туризма составляет лишь 1,5% от общего городского бюджета.

«К сожалению, проблемы инженерной и транспортной инфраструктуры можно решить только на федеральном уровне, — сокрушается Андрей Канорский. — Сезонный дефицит железнодорожных билетов, отсутствие авиаперевозчиков формата «дискаунтер» серьезно сдерживают развитие туризма«. После ввода в Геленджике нового аэропорта годовой поток туристов должен вырасти практически вдвое — с 1,5 млн до 2,5—3 млн».

Не все воля власти

Сложнее ситуация с небольшими городами, имеющими историко-архитектурное наследие. Ведь если ради отдыха на море или в горах многие туристы готовы пожертвовать комфортом, то ночевать в «клоповнике» после осмотра памятников истории готовы далеко не многие. Региональные власти, как правило, приветствуют появление в городе новых гостиниц, что сулит региону новые рабочие места и налоговые отчисления, замечает Дмитрий Степаненко. Однако бывают исключения. В частности, неохотно идут навстречу инвесторам власти Великого Новгорода. Объяснить такое отношение можно либо закрытостью региона, либо личной заинтересованностью чиновников в этом бизнесе.

«Однако воли чиновников недостаточно, необходимо также желание бизнеса строить отели и необходимые условия для окупаемости вложений, — говорит Вадим Прасов. — Привлечь в город отдыхающих можно только хорошим сервисом, а отели начнут строиться лишь тогда, когда им будет обеспечен поток туристов, в результате — замкнутый круг». При этом рассчитать поток туристов в небольшие города очень сложно. По существующим на Западе нормам на 50 жителей должно приходиться одно гостиничное место. Тогда как, например, в городе Суздаль, где население составляет 12 тыс. человек, гостей приезжает значительно больше. Решить проблему, по мнению Вадима Прасова, можно путем открытия небольших гостиниц на 20—30, максимум 50 номеров.

Image
«Коммерсант»
13.05.2008

Комментариев еще нет

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите несложную задачку *