Основные тенденции на российском рынке гостеприимства в 2008 году

Основные тенденции на российском рынке гостеприимства в 2008 году

Как отмечено в докладе департамента маркетинга AZIMUT Hotels Company, основные тенденции уходящего года — активный интерес зарубежных инвесторов к отельному бизнесу регионах РФ, а также выход международных операторов за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Открытие гостиниц в составе многофункциональных комплексов — еще одна из основных тенденций рынка.

За последний год интерес к гостиничному рынку России со стороны иностранных инвесторов и операторов еще более возрос. Так, в середине 2008 года в России работали 48 отелей (12,9 тыс. номеров) в управлении международных операторов, а их степень проникновения на рынок оценивалась на уровне 7%. В 2008 году на российский рынок вышли два крупных международных отельных оператора: Sokos и Hilton. При этом, если раньше мировые гостиничные сети выходили только в высокоприбыльный сегмент «пять звезд» в Москве и Санкт-Петербурге (18% номерного фонда страны сконцентрировано в Москве и 8% — в Санкт- Петербурге), то Sokos подтвердил тенденцию развития брендов сегмента mid market, а Hilton подтвердил свой интерес к освоению российских регионов. О своем желании выйти на региональные рынки, а также расширить свое присутствие на этих рынках, в текущем году также заявили практически все присутствующие в России зарубежные гостиничные операторы. За последние 1—1,5 года новые отели под западными брендами появились в Калининграде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Перми и Челябинске.

Еще одна наметившаяся тенденция — появление в России все большего количества отелей мировых брендов средних ценовых категорий. В частности, в 2008 году Domina Hotels Group заявила о своем желании выйти на российский рынок в данном сегменте, но в октябре проект был приостановлен.

Значительные коррективы в развитие гостиничного сектора внес финансовый кризис. Многие проекты по строительству отелей заморожены, сокращаются расходы отелей на маркетинг и рекламу, участие в отраслевых выставках. Общее падение объема рекламы в СМИ в октябре составило 9% по сравнению с октябрем 2007 года. В России, в отличие от многих европейских стран, кризис еще не сильно сказался на изменении загрузки отелей, что во многом связано с дефицитом гостиничных номеров. Кроме того, оптимизация расходов частных лиц должна привести к росту внутренней туристической активности, а «живые деньги», которые приносит гостиничный бизнес, повышают его привлекательность для инвесторов в условиях денежного дефицита, но только для тех предприятий, у которых уже есть собственные отели (по оценкам AZIMUT Hotels Company, оборот российского рынка гостеприимства в 2008 году составит более $4,5 млрд).

Порядка 40% оборота гостиничного рынка России приходится на московский рынок. В условиях дефицита номерного фонда московские гостиницы уровня «четыре-пять звезд» в 2008 году были заполнены в среднем на 70%, несмотря на высокий уровень цен.

В 2008 году активность российских сетей была значительно ниже, чем международных операторов. За этот период на территории России были завершены только единицы из ранее заявленных проектов. Среди российских брендов лишь «АЗИМУТ Сеть Отелей», Amaks Grand Hotels, «Интурист» и HELIOPARK Group не только позиционируют принадлежащие им отели как сетевой бизнес, но и реально функционируют как гостиничные сети. На середину 2008 года в России работало порядка 265 гостиниц в составе сетевых цепочек (два и более отеля под управлением одной компании). Для компании «АЗИМУТ Сеть Отелей» 2008 год оказался успешным. В апреле 2008 года акционеры компании приобрели европейскую гостиничную сеть, состоящую из 22 отелей в трех странах Евросоюза. Осенью в Европе открылись первые отели под брендом AZIMUT Hotels.

Глобальных изменений в российском гостиничном бизнесе в ближайшие годы эксперты AZIMUT Hotels Company не прогнозируют. Темпы его развития, безусловно, сократятся, оборот рынка в первом полугодии, по разным оценкам, снизится на 10—15%. Не прогнозируется значительного снижения цен на проживание в столичных отелях, что связано в наибольшей степени с дефицитом гостиничных номеров.

Комментариев еще нет

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите несложную задачку *