В сеть!..

В сеть!..

Сегодня успех в гостиничном бизнесе обеспечен сетевым компаниям. Их эффективность увеличивается на 30—40%. Потому что привлечь и сохранить клиента проще, когда отель позиционирует себя под узнаваемым надежным брэндом.

Возможности российского рынка отельеров для читателей газеты «Биржа» проанализировал Валерий ШПАК, руководитель департамента развития и гостиничных технологий управляющей компании Amaks Grand hotels.

Немного истории

В течение веков гостиничный бизнес опробовал несколько моделей бизнеса. Были популярны и семейная собственность, и международные сети, и ведомственные структуры. Как показывает история, наиболее удачной формой владения стала корпорация, которая объединяет гостиницы в крупные сети. Подобные процессы в начале XX века охватили всю Европу, однако спустя полстолетия площадка действия перенеслась в Америку. 90% всех гостиниц в США объединены в сети, в Европе сегодня эти показатели гораздо ниже, только 40%. Всего в мире работают более 100 международных корпораций.

Объединение гостиниц в сети с установлением единых стандартов обслуживания увеличивает набор дополнительных услуг и повышает рентабельность. Преимущество сетей заключается и в стандартизации, унификации систем управления, в снижении издержек на рекламу и маркетинг, в единой системе подготовки кадров и, наконец, в единой системе бронирования. В мире размещены и успешно действуют 16 млн отелей, причем 30% из них относятся к сетям.

В начале 90-х годов международные корпорации начали свое проникновение и на российский рынок. Первой сетевой гостиницей стала «Radisson SAS Славянская» в Москве. К 2008 году международные сети на территории России можно исчислять десятками. Обычно они позиционируют себя как отели четырех и пяти звезд. В области удачных концепций развития лидируют американцы.

Эксперты и операторы гостиничного бизнеса считают, что наши гостиницы имеют более высокие показатели спроса, чем на Западе. Выше возвратность инвестиций. Все это приводит к тому, что международные корпорации с интересом смотрят на российский рынок. Пока эта территория ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, так как международные брэнды еще не научились легко входить в регионы. Им необходимо понять, что шаблоны в чистом виде в нашей глубинке не пройдут. Нужно учитывать национальные особенности и строиться по формуле «Русское гостеприимство плюс западный лоск».

Мифы и реалии

В сфере туризма сегодня занято 200 млн человек, это 10% всего трудоспособного населения. Туризм является ведущей статьей доходов у 8% стран мира. К сожалению, Россия в это число не входит. Для сравнения: ежегодно Францию посещают 78 млн туристов. Россию же в прошлом году посетили всего 3,7 млн человек.

Правда, к 2010 году Правительство РФ планирует увеличить это число до 5 млн человек. Согласитесь, что это достаточно низкий порог. Что же останавливает иностранных туристов? Во-первых, дороговизна. Средняя стоимость номера в столице составляет 190 у.е. за ночь, причем ежегодно цена увеличивается на 30%. Из 28 европейских городов Москва считается самым дорогим туристическим мегаполисом. Многие предприниматели полагают, что западные гости олицетворяют богатство и расточительство.

Чтобы правильно сориентировать свой бизнес, в первую очередь необходимо развеять миф о состоятельности западных гостей.

Статистика говорит, что 65% туристов предпочитают останавливаться в отелях 2—3 звезды и платить за номер не более 80 у.е. Во-вторых, иностранцев в России не устраивает низкий уровень сервиса.

В-третьих, сегодня в России ощущается недостаток отелей уровня 2—3 звезды с привычным для зарубежных гостей набором дополнительных услуг. За ними будущее! Безусловно, на развитие гостиничного рынка влияют и законодательная база, и стоимость земли. Как только цена на землю выходит за 15% совокупных инвестиций, с финансовой стороны проект становится инвесторам неинтересным. Если жилье, магазины, офисные здания окупаются за 3—4 года, то для гостиницы уровень окупаемости только с четырех лет и начинается. Тем не менее гостиничный бизнес — это наиболее активно развивающийся сегмент российского рынка.

Его объем составляет 2 млрд у.е. в год, с ежегодным приростом в 20%.

Вообще, на всей территории России работают около 4500 гостиниц, и только 25% из них отвечают необходимым требованиям. Остальные помещения нуждаются или в реконструкции, или в капитальном ремонте. Средняя загрузка колеблется в районе 50—60%, исключением, как ни странно, является Нижний Новгород. Город, где при крайне низком уровне сервиса заполняемость достигает 100% и более. Пока высокий спрос обеспечивается за счет выгодного географического положения и малого числа городских отелей. Это скоро пройдет!

На чужих ошибках

Россия находится на начальном этапе формирования гостиничного рынка. У многих собственников еще не выработана четкая стратегия развития бизнеса. К тому же отсутствует конкурентная борьба на фоне незначительного опыта работы менеджеров. Все эти факторы создают в совокупности благодатную среду для некоторых игроков. Ошибки одних помогают занять место лидера другим. Таких немного, но они работают результативно. Приведем некоторые примеры.

  1. Amaks Grand hotels имеет собственные отели, а также управляет чужим бизнесом в этой сфере. Оборот в 2006 году составил 100 млн у.е.
  2. Marco Polo Hotels, петербургская сеть отелей, создана в 2005 году, оборот 5 млн у.е. Компания сосредоточила свое внимание на обслуживании гостей Подмосковья. Строительство отелей производилось с нуля, поэтому инвестиции на одну единицу составляли до 20 млн у.е.
  3. Heliopark Group, компания основана в 2000 году, оборот 35 млн у.е. Укрупнение сети происходило за счет взятия в управление чужих отелей. К 2009 году в сеть должно войти 25 отелей.
  4. «Интурист» — этот брэнд принадлежит старейшему туроператору, оборот 20 млн у.е. Компанией контролируется 25% въездного туризма.
  5. Можно еще упомянуть о таких активно развивающихся сетях, как «Юмако» и «Азимут».

Сегодня успех в гостиничном бизнесе обеспечен компаниям, которые приняли решение объединиться в сети. Эффективность сразу увеличивается на 30—40%, потому что привлечь и сохранить своего клиента намного проще, когда отель позиционирует себя под узнаваемым надежным брэндом. Потому что «гостиничный бизнес можно сравнить с музыкальным инструментом. Как известно, мало купить скрипку, нужно еще научиться на ней играть!».

Источник: «Биржа» (Нижний Новгород)
19.05.2008

Комментариев еще нет

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите несложную задачку *